Обновленный ФГОС с 01.09.2022
Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):
03.04.2023 Введение обновленного ФГОС СОО
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся.
Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой общеобразовательной организации, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.
Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Научно-методические материалы по введению и обеспечению перехода на обновленные ФГОС
С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 классов российских школ переходят на обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732.
Министерство просвещения и науки Российской Федерации утвердило изменения ФГОС СОО.
Изменились требования и к результатам освоения ООП СОО.
Например, о том, что личностные результаты освоения программы достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями.
Также выделили личностные результаты по направлениям воспитания:
• гражданскому;
• патриотическому;
• духовно-нравственному;
• эстетическому;
• физическому;
• трудовому;
• экологическому;
• ценности научного познания.
Перечислили требования для каждого из метапредметных результатов по группам универсальных учебных познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.
Требования к предметным результатам изложили более конкретно – по подобию обновленных ФГОС НОО и ООО. Например, по русскому языку выпускник должен уметь составлять монолог из минимум 100 слов и диалог из 7-8 реплик.
Перечислили произведения, которые должен знать обучающийся после освоения литературы и т.д.
Предмет «Математика» стал включать курсы «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
В требования к результатам освоения истории добавили знание событий возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX—начала XXI века. Также выпускник должен уметь защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, давать отпор фальсификациям российской истории.
Убрали предмет «Астрономия» и требования к результатам его освоения. В предмет «Физика» добавили требования о знании астрономии.
Скорректировали пункт 18.3.1 – об учебном плане. Снизили максимальный предел учебной нагрузки на учеников на 74 часа. Теперь на 2 года обучения можно запланировать не более 2516 часов занятий.
Родной язык, родная литература и второй иностранный язык теперь изучаются, если есть условия в школе и заявления родителей. Это условие содержится и в обновленных ФГОС НОО и ООО.
Установили, что 16 предметов, перечисленных во ФГОС СОО, обязательны для изучения на базовом или углубленном уровне.При этом учебный план профиля и индивидуальный учебный план должны содержать минимум 13 предметов: русский язык, литературу, математику, иностранный язык, информатику, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. Минимум два предмета должны изучаться на углубленном уровне. Их надо выбрать из предметной области, соответствующей профилю обучения, или смежной с ней. Теперь нет исключения для универсального профиля. Он также должен предусматривать изучение минимум двух предметов на углубленном уровне.
Разрешили не вводить углубленное изучение только в АООП. Для учебных планов АООП предусмотрели замену физкультуры на предмет «Адаптивная физическая культура». Во внеурочную деятельность надо включить занятий по программе коррекционной работы.
Добавили требование к электронной среде. Установили, что условия использования электронной информационно-образовательной среды должны обеспечивать безопасность:
• хранения информации об участниках образовательных отношений;
• цифровых образовательных ресурсов, используемых школой;
• организации образовательной деятельности в соответствии с гигиеническими нормативами и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Научно-методические материалы по введению и обеспечению перехода на обновленные ФГОС
24.05.22 Обновленные ФГОС содержание и механизмы реализации (Д.А. Метелкин)
22.10.21 Научно методическое сопровождение ФГОС (Т.В.Суханова)
24.05.21 Научно методическое сопровождение ФГОС (В.С.Басюк)
На пути к переходу к обновленным ФГОС
Федеральные нормативно-правовые акты
15.02.2022 О формировании системы управления процессами по введению обновленных ФГОС в Российской Федерации
Региональные нормативно-правовые акты
Муниципальные нормативно-правовые акты
Проведение мероприятий по вопросам подготовки к ведению обновленных ФГОС
11.04.2023 Собрание для родителей 9 класса по теме " КОЛЛЕДЖ ИЛИ 10 КЛАСС?"
11 апреля в МБОУ Савинской средней школе прошло собрание для родителей 9 класса по теме " КОЛЛЕДЖ ИЛИ 10 КЛАСС?"
Директор МБОУ Савинской средней школы Власова С.М. подробно рассказала о преимуществах выбора 10 класса и колледжа после окончания 9 класса.
Буданова И.Е., заместитель директора по УВР МБОУ Савинской средней школы, рассказала об обновлённом ФГОС среднего общего образования и представила родителям проект учебного плана Савинской средней школы на 2023- 2024 учебный год.
Родителям и выпускникам 9 класса, планирующим дальнейшее обучение в школе , предстоит в ближайшее время ответить на вопросы анкеты для того, чтобы уточнить запрос на обучение по предметам на углублённым уровне и выбрать элективные курсы, из списка предложенного школой.
На сайте МБОУ Савинской средней школы выставлен проект учебного плана на 20223-2024 учебный год
Сейчас самое главное - сделать правильный выбор!
09 06.2022 Протокол районного родительского собрания от 10.03.2022 года
14.03.2022. Межмуниципальный семинар «Подготовка к переходу на обновленные ФГОС НОО и ООО»
Директора и заместители директоров общеобразовательных организаций Савинского муниципального района приняли участие в межмуниципальном семинаре "Подготовка к переходу на обновленные ФГОС НОО и ООО". Семинар проходил на базе МБОУ Лежневской СШ № 10
Своим опытом работы поделились: Писарева О. В., заместитель директора по УВР Лежневской СШ № 10; Пыжьянова М. А., заместитель директора по УВР Лежневской СШ № 10; Вьюгина О. В., директор Лежневской СШ № 11; Писарева Е. М., учитель Лежневской СШ № 10.
Педагоги обсудили вопросы по проектированию программ НОО и ООО, по разработке рабочих программ по предметам, по разработке нормативных актов ОО.
Руководители общеобразовательных организаций Савинского муниципального района выразили огромную благодарность коллегам Лежневского района за организацию и проведение межмуниципального семинара, предоставленные материалы.
Мониторинг готовности общеобразовательных организаций к введению обновленных ФГОС
18.10.2022 О результатах мониторинга реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО (кадровое обеспечение
Методическое сопровождение педагогического сообщества по переходу на обновленный ФГОС
Телефоны "горячих линий" по подготовке к введению обновлённых ФГОС
8 (49356) 9-13-57
Кузнецова Лариса Анатольевна,
начальник отдела образования администрации
Савинского муниципального района
____________________________________
8(49356) 9-27-03
Самарина Татьяна Валерьяновна,
и.о. заведующей РМК
Все телефоны "горячей линии" работают:
Понедельник - четверг с 8:00 до 17:00 (перерыв с 12:00-13:00),
пятница с 8.00 до 12.00